Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Суббота, 09 Май 2015 21:48

Покровское кладбище (Рига)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Покровское кладбище
латыш. Pokrova kapi
В какой стране находится: Латвия
Район Рига
Община Церковь Покрова и Вознесенская церковь
Координаты кладбища: 56°58′05″ с. ш. 24°08′24″ в. д. / 56.96806° с. ш. 24.14000° в. д. / 56.96806; 24.14000 G O Я Координаты кладбища:: 56°58′05″ с. ш. 24°08′24″ в. д. / 56.96806° с. ш. 24.14000° в. д. / 56.96806; 24.14000 G O Я
Первое упоминание о кладбище: 1773 год
Национальный состав православные
Действующий Статус: открытое
Действующий Статус: на открытое
Официальный Официальный сайт: http://www.pokrovskoe.lv
О возможности приобретения мест захоронения, см

Описание "Покровское кладбище (Рига)"

Покровское кладбище (латыш. Pokrova kapi) — одно из наистарейших рижских кладбищ, место захоронения многих узнаваемых обитателей Риги и других городов Латвии в различные периоды истории края (с 1773 года по 1964 год), представителей российской культурной среды, эмигрантов из русской и дореволюционной Рф.

Размещено меж улицами Сенчу и Мэнесс, с северо-запада граничит с кладбищем Св. Екаба, с юго-востока — с комплексом построек Barona Centrs (прошлый завод резиновой обуви «Varonis»).

С конца 1980-х годов и до реального момента Покровское кладбище приводится в порядок представителями Пушкинского общества Латвии, также всеми желающими.

На местности кладбища размещены Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Часовня Иоанна Крестителя.

Содержание

1 Историческая справка 2 Часовня Иоанна Крестителя 3 На кладбища похоронены 3.1 Священнослужители 3.2 Деятели науки и культуры, докторы и военные 4 Литература

Историческая справка

Историю Покровского кладбища можно отсчитывать с 1772 года, когда официально вступил в силу указ Екатерины II о запрете на захоронения в городской черте, который был мотивирован наисильнейшей за ближайшее время эпидемией холеры, свирепствовавшей в Рф в 1772 году. Сам приказ отправился в Лифляндию из Санкт-Петербурга посреди декабря 1772 года. Вот поэтому губернатор Юрий Броун столкнулся с задачей отвести под место захоронений представителей различных исповеданий новые участки местности за пределами городской крепости. К 1 июля 1773 года такие участки были определены и официально заведены под кладбища по советы императрицы Екатерины 2-ой. Они размещались за тогдашними Рагульскими и Белильными воротами, которые обрамляли заезд в черту рижских предместий. До наших дней эти ворота не сохранились. Таким макаром, кладбища, на которых хоронили людей, принадлежащих различным конфессиям, размещались в конкретной близости друг от друга.

На Большенном кладбище находили последний приют сторонники католического исповедания, из которых самыми известными являются основатель эстонской поэзии Карл Яак Петерсон; этнический чех, сборщик лифляндских древностей, историк и рисовальщик Иоганн Христоф Бротце; поэт Андрейс Пумпурс; архитекторы Иоганн Даниэль Фельско, один из создателей проекта реорганизации Рижской крепости (1857—1853); Рейнгольдт Шмелинг, длительное время занимавший пост головного конструктора Риги; Вильгельм Нейман, основоположник, конструктор и долголетний директор Рижского художественного музея.

На Покровском кладбище были похоронены многие известные православные, деятели науки и культуры, негоцианты и меценаты, военные и заступники края в периоды военных вторжений. Яковлевское кладбище стало местом последнего пристанища для многих католиков. В русское время, в 1979 году, закончилось создание мемориального комплекса Огромного кладбища.

На рисунках краеведа Иоганна Христофа Бротце (периода 2-ух последних десятилетий XVIII века) можно следить Покровское кладбище на ранешном шаге собственного существования, на котором размещается древесная часовня. Потом этой часовне предначертано будет вырасти в большой кирпичный храм, отстроенный по проекту остзейского конструктора, академика Петербургской АХ Роберта Пфлуга.

Сначала три кладбища делили несколько песочных бугров и меж ним простиралась достаточно широкая территория, которая с течением времени отводилась под захоронения, что привело в конечном итоге к слиянию трёх кладбищенских комплексов. Создателем новейшей каменной ограды заместо предшествующей древесной стал именитый рижский конструктор Кристоф Хаберланд, творивший в стиле бюргерского классицизма. Ограда была воздвигнута в 1802 году.

В 1821 году был подписан указ о внутреннем реформировании кладбища, а выполнение проекта было доверено мастеру паркового искусства Иоганну Цигре. Ведущий садовод Риги предложил обустроить цветники на Покровском кладбище, также засадить местность захоронений декоративными кустарниками и провести новые дорожки. Конкретно в этот период обустройства погоста, которое длилось приблизительно до 1828 года, зародилась традиция воздвигать величавые склепы для представителей российских купеческих фамилий. Многие из этих погребальных строений не сохранились до наших дней. Также понятно, что рижский торговец Карпов выделил средства на основание прямоугольной декоративной площадки 90 на 30 саженей, а Цигра засадил её тополями в 1825 году.

Кладбище повсевременно развивалось и расширялось, прямо до середины XX века. Городской исполнительный комитет 23 апреля 1967 года вынес решение под номером 153, которое подразумевало перестройку комплекса Огромного кладбища в мемориальный парк. На некое время все захоронения на Покровском кладбище были прерваны. План мемориальной застройки Огромного кладбища был совсем утверждён в 1968 году. Проект реконструкции разросшегося участка Огромного кладбища воплотила Карина Дауяте в 1977 году под эгидой строительного бюро «Латкоммунпроект». Сначала и середине 70-х Карина Дауяте усиленно работала над проектом сотворения мемориального музея, посвящённого личностям, захороненным на местности кладбищ, в каком могли бы располагаться эксклюзивные экспонаты, посвящённые церковным деятелям, учёным, писателям, артистам и представителям других областей культуры. Понятно, что этот принципиальный и, непременно, перспективный проект не был реализован, но в 1973 году провели плановую инвентаризацию Покровского кладбища, в итоге которого были зафиксированы 173 захоронения, которые обладали культурно-исторической ценностью. В то же время инвентаризация нашла 40 захоронений, которые были аттестованы как уникальные. Данные инвентаризации были отчасти размещены обозревателем Акселем Садовским 29 сентября 1998 года в газете Rīgas balss, выходившей на латышском языке. В то же время в русский период было понятно о четырёх уникальных надгробных монументах, которые размещались на погосте. В наше время таких два: надгробный монумент поэтессе Ольге Шмидт, также надгробная скульпутрная композиция, посвящённая Янису Закису и его супруге Паулине. Что касается скульптурного монумента семьи правоведа и педагога ЛУ периода первой независящей Латвии Владимира Буковского, выполненного сыном-скульптором Львом Буковским (соавтор проекта Монумента Освободителям), то он был транспортирован в мастерскую.

Часовня Иоанна Крестителя

Воздвигнута в честь главы Латвийской православной церкви Иоанна Поммера, зверски замученного на архиерейской мызе на местности Королевского сада (Межапарка).

Строй работами часовни от начала до конца управлял синодальный конструктор ЛПЦ (был назначен Иоанном Поммером на эту должность после 1924 года) Владимир Максович Шервинский. В 1935 году конструктор Шервинский, работавший над транспортировкой и установлением в Христорождественском кафедральном соборе иконостаса из упразднённого Алексеевского монастыря (располагавшегося напротив церковной Яковлевской церкви), с протоиереем И. Свемпом отправился на гарнизонное кладбище в Брасе для инспекции остатков взорванной по приказу Зигфрида Анны Мейеровица часовни у Двинского вокзала, воздвигнутой в честь расчудесного спасения королевской фамилии в жд катастрофе у станции Борки в 1888 году. Посреди фрагментов часовни находились майоликовые плиты, сделанные в неовизантийском стиле, также ценные мраморные колонны, составлявшие её внутреннее убранство. По совместному решению Свемпа и Шервинского части интерьера были высланы в Синод, после этого перенаправлены на место воздвижения часовни Иоанна Крестителя на Покровский погост. Наброски часовни (по которым её строил Шервинский) были выполнены одним из самых узнаваемых графиков, декораторов, архитекторов и живописцев Латвии дореволюционного, довоенного и русского периодов Сергеем Антоновым. Наблюдателем строительных и строй работ был студент строительного факультета Латвийского института А. Емельянов. Закладку часовни святого Иоанна сделал митрополит Августин (Петерсон); она свершилась 15 июля 1936 года в 8 часов утра. 26 августа такого же года на купол часовни был водружён восьмиконечный металлический крест, а на последующий денек 1-ый шаг работ по воздвижению часовни был удачно завершён.

Таким макаром, уже 11 октября 1936 года (сей день пришёлся на воскресенье), в 16.00, в праздничной обстановке состоялся акт инаугурации часовни святого Иоанна над могиле священномученика Иоанна Поммера. Над входом в часовню в специальную нишу помещена икона святого Иоанна Предтечи, которая была выполнена в Венеции, на мозаичной фабрике по наброскам российского мастера Евгения Евгеньевича Климова, который после 1945 года эмигрировал в Канаду. В Канаде, как и в Латвии довоенного периода, Климов много занимался фотоискусством, живописью, графикой, реставрационными работами, также преподавательской деятельностью.

Часовню освятил митрополит Августин, окропив её стенки снутри и снаружи со всех четырёх сторон святой водой при пении «Спаси, Господи, люди твоя». Потом была совершена панихида на латышском и церквонославянском языках.

На кладбища похоронены

Священнослужители протоиерей Василий Сергеевич Князев, настоятель Христорождественского кафедрального собора; Сергий (Воскресенский), епископ Российской Православной церкви, один из управляющих Псковской православной миссии в годы Величавой Российскей войны (митрополит Виленский и Литовский) протоиерей Капитон Симеонович Васильков; Яков Михайлов; протоиерей Николай Иванович Дмитриевский, ректор Рижской Духовной семинарии; педагог Закона Божьего в Александровской и Ломоносовской гимназиях протоиерей Сергей Матвеевич Королёв; Настоятель церкви Благовещения Богородицы протоиерей Василий Иванович Преображенский; учитель российского языка Рижской духовной семинарии Игорь Антонович Золин; Настоятель рижской Всехсвятской церкви протоиерей Андрей Цветиков Деятели науки и культуры, докторы и военные Артмане, Вия Фрицевна — пользующаяся популярностью латвийская русская актриса театра и кино, народная артистка СССР; Дыдоров, Климент Иванович — видный военный деятель Максим Ипполитович Ганфман — редактор; Юрий Гончаренко-Галич — поэт и публицист, военный деятель в чине генерала российской кавалерии; Пётр Мосевич Пильский, журналист четвёртой по популярности в российской эмиграции газеты «Сегодня»; Марианна Борисовна Черкасская, певица, обладавшая уникальным сопрано; Юлия Васильевна Рожанская-Смоленкова, 1-ая жена Алексея Николаевича Толстого, с которым она прожила в браке с 1901 по 1907 год; Эйжен Финк, узнаваемый в Латвии прорицатель, пророчества которого нередко сбывались; Евграф Васильевич Чешихин, основоположник «Рижского вестника», краевед и публицист, подвижник в области развития и продвижения российской культуры, приверженец государственного примирения российских, латышей и остзейцев; Ольга Захаровна Шмидт (писавшая под псевдонимом Ольга Долматова), поэтесса, полиглот; Миша Михайлович Максимович, доктор, зачинатель сотворения лечебниц на Рижском взморье для боец; Адриан Павлович Моссаковский, преподаватель, директор Ломоносовской гимназии; Сергей Рудольфович Минцлов, писатель, владелец уникальной исторической библиотеки, книжник и ценитель российской культуры; Наталья Ивановна Колюбакина, родная тётя Даниила Хармса; Юрий Львович де Бур, актёр театра Российской драмы; Дмитрий Алексеевич Смирнов, актёр российской оперы, стяжавший мировую известность; Арабажин, Константин Иванович, подвижник российского образования в первой независящей Латвии, основоположник Российских институтских курсов; Владимир Владимирович Клопотовский, фельетонист и редактор «Двинского вестника» и «Русского вестника».

Литература

Покровское кладбище. Слава и забвение: Сборник статей / Сост. С. Видякина, С. Ковальчук. — Multicentrs: Рига, 2004—312 с. Прибалтийские российские: история в монументах культуры. Рига: Институт европейских исследовательских работ, 2010. Ред. А. В. Гапоненко, 736 с. ISBN 978-9934-8113-2-6 — стр. 72-74

Для улучшения этой статьи лучше?: Отыскать и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Поправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
Прочитано 1333 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...