Содержание
1 История 2 Известные захоронения 3 Лазаревская усыпальница 3.1 Захоронения 4 Перенесенные 5 Литература 6 СсылкиИстория
Кладбище было заложено сразу со зданиями Александро-Невского монастыря и служило местом погребения представителей привилегированных слоёв петербургского общества. Вначале захоронения проводились около маленькой древесной церкви Благовещения, построенной в 1713 году (перестроена в 1750-х годах, разобрана в 1789 году) и в Лазаревской усыпальнице, откуда пошло прежнее заглавие кладбища.
Сначало для погребения на нём требовалось личное разрешение Петра I. Самыми почётными числились участки поблизости Лазаревской усыпальницы, построенной над могилой возлюбленной сестры правителя Натальи. К концу столетия тут было разрешено хоронить и лиц купеческого сословия при условии внесения очень большой суммы.
В первой половине XVIII века основной художественной формой надгробия была каменная либо металлическая плита. Во 2-ой половине такого же столетия с утверждением классицизмом появились другие монументальные формы: саркофаги, колонны, стелы, обелиски и другие эталоны, подражавшие античности со характерной взятой из неё аллегоричностью. В некрополе имеется около тыщи сооружений, расположенных в естественном порядке их установки.
С первых же лет собственного основания кладбище начало заполняться высокохудожественными надгробиями и монументами. Сначала XX века с неких из их были изготовлены гипсовые слепки, сейчас хранящиеся в Муниципальном Российском музее и Музее Русской академии художеств.
После Октябрьского переворота кладбище было закрыто и взято под муниципальную охрану и скоро превращено в заповедник. В первый раз в истории кладбища начались работы по исследованию и обмеру мемориальных произведений, представлявших художественную ценность по аспектам тех пор.
В 1922 году некрополь взят под охрану общества «Старый Петербург»
Сначала 20-х годов Наркомпрос предложил, а президиум Ленсовета принял решение о превращении кладбища в Музей надгробных памятников, но на долгие и длительные годы кладбище оставалось закрытым для осмотра. После посещения кладбища в 1934 году группой русских литераторов, которые при поддержке Максима Горьковатого выделили огромное культурно-историческое значение кладбища, оно через некое время стало рассматриваться как Некрополь XVIII века.
С 1932 года кладбище является музеем-некрополем. Сохранились надгробия, работы И. П. Мартоса, М. И. Козловского, В. И. Демут-Малиновского, Воронихина, Ф. П. Толстого, также Ф. Г. Гордеева, Ф. И. Шубина, И. П. Прокофьева, М. Г. Крылова, и других мастеров российского пластического искусства.
В 1935 году Ленсовет предложил сосредоточить в музее всю ценную по его воззрению мемориальную статую городка. В 1939 году к музею-некрополю отошли и все наилучшие городские монументы кроме тех, которые были уничтожены по политическим суждениям (к примеру — монумент барону Ольденбургскому, основоположнику Мариинской поликлиники имени Куйбышева, монумент «Царю-плотнику» и т. д.). Но Величавая Российская война оборвала деятельность музея.
После её окончания начались работы по проведению восстановительных работ и организован в 1947—1949 годах допуск гостей на кладбище, рассматривавшемся как экскурсионный объект.
В 1952 году была открыта Лазаревская усыпальница.
Известные захоронения
Надгробие Эйлера сподвижники Петра I фельдмаршал Б. П. Шереметев генерал А. Вейде лейб-медик Р. Арескин академики М. В. Ломоносов Л. Эйлер В. Е. Адодуров С. П. Крашенинников адмирал В. Я. Чичагов драматурги Д. И. Фонвизин Я. Б. Княжнин Могила М. В. Ломоносова архитекторы И. Е. Старов А. Н. Воронихин Дж. Кваренги Ж. Ф. Тома де Томон А. Д. Захаров К. И. Росси инженеры горный инженер Ф. Ф. Бегер военный инженер А. А. Бетанкур муниципальные деятели С. Ю. Витте В. Р. Марченко Н. С. Мордвинов М. Н. Муравьев А. С. Строганов Татаринов, Валериан Алексеевич Янкович де Мириево, Фёдорвей Иванович Пассек, Пётр Богданович Шишков, Александр Семёнович представители графских родов Самойлов, Николай Александрович — (ок. 1800—1842) — русский граф, из окружения А. С. Пушкина представители княжеских родов Белосельских-Белозерских Трубецких Волконских дворянского рода Нарышкиных бывших купеческих родов Демидовых, Яковлевых и др. вдова А. С. Пушкина Н. Н. Ланская (1812—1863) Надгробия Витте и Бетанкура (на заднем плане) Надгробие графа ЗаводовскогоНадгробие Салагова
Надгробие Ольхина
Надгробие Мордвинова
Надгробие Манизер
Надгробие Фонвизина.
Надгробие Тома де Томона
Надгробие Кочубеев
Надгробие Козловского
Гробница Белосельского-Белозерского.Надгробие Воронихина
Надгробие Карла Росси
Надгробие Бетанкура
Надгробие Бичурина
Лазаревская усыпальница
Церковь Праведного Лазаря в составе ансамбля Александро-Невской лавры и захоронения около неё. Маленькая каменная церковь была построена в 1717 году за алтарем Благовещения для погребения царевны Натальи Алексеевны (в 1723 году её останки перенесен в каменную Благовещенскую усыпальницу).
В 1787—1789 годах Лазаревская усыпальница была расширена.
В 1835—1836 годах была стопроцентно перестроена (арх. Л. Я. Тиблен) на средства графа Д. Н. Шереметева. Являлась домашней усыпальницей графов Шереметевых.
В 1923 году Лазаревская усыпальница была передана обществу «Старый Петербург».
С 1932 году вошла в состав Музея-некрополя.
В 1930-х годах в Лазаревскую усыпальницу перенесен ряд надгробий из Федоровской и Духовской церквей лавры. На данный момент в усыпальнице более 80 надгробных памятников и плит (более 30 перенесены из других некрополей).
Захоронения Н. П. Шереметев его супруга, крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова (в замужестве — графиня Шереметева) И. А. Ганнибал (двоюродный дед А. С. Пушкина) конференц-секретарь СПб АН Г. Н. Теплов генерал П. И. Мелиссино (надгробие — 1800, архитектор М. И. Козловский) музыкант М. Ю. Виельгорский кавалергард Алексей Охотников российский учёный, механик и архитектор Андрей Константинович Нартов скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос родственник и друг М. Ю. Лермонтова Алексей Аркадьевич Столыпин муниципальные деятели А. С. Шишков В. П. Кочубей Д. В. Дашков Л. А. Перовский (надгробие — 1857, арх. М. А. Щурупов)Перенесенные
Часть надгробий, представляющих высшую художественную ценность, были перенесены в закрытое помещение, см. Статуя в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.